AFRICA FOREVER

вторник, 15 сентября 2015 г.

Альварадо Куклы Вуду


Часть I

Традиция работы с куклами и изваяниями в симпатической магии стара, как мир. Чаще всего ритуальные куклы и статуэтки использовались в обрядах врачевания и плодородия. В некоторых культурах (например, древнегреческой) они также служили для «связывания» врагов. В европейской народной магии и колдовстве с помощью кукол наводили на врагов проклятия. Куклы разного рода применялись в обрядах сбора урожая и в погребальных ритуалах, служили талисманами или попросту наглядными пособиями при обучении детей.
Куклы вуду в старину тоже использовались в самых разных целях. В Новом Орлеане,  главном американском центре производства кукол вуду, они представляли собой разновидность «гри-гри» (gris gris) — особой талисманной магии. Слово «гри» (фр. gris) означает «серый»; подразумевается нечто среднее между белым и черным. Gris gris — это одновременно и имя существительное, и глагол: оно обозначает и сам талисман, изготовленный ритуальным образом (например, куклу или мешочек, набитый магическими ингредиентами), и процесс работы с этим талисманом (чтение заклинаний, наведение чар). В новоорлеанской традиции выделяют четыре основных категории гри-гри: для любви, для силы и власти, для удачи и денег и для снятия проклятий. Точно такие же четыре категории пользуются наибольшим спросом и среди кукол вуду.
По традиции, куклы вуду олицетворяют тех или иных божеств или служат вместилищами для духов — подобно нкиси, магическим статуям, широко распространенным в бассейне реки Конго в Центральной Африке. В массовых представлениях кукла вуду обычно ассоциируется с возмездием и причинением вреда, но большинство мастеров вуду стараются отмежеваться от вредоносного применения кукол вуду, которое считается особой разновидностью черного колдовства — бокор вуду. В действительности около 90% кукол вуду изготавливаются с положительными целями — для врачевания, поиска истинной любви и духовного руководства. Кроме того, они используются как объекты сосредоточения в ритуальной практике и в медитациях.
В Новом Орлеане куклы вуду продаются в основном под видом сувениров. На продажу выставляются буквально сотни разновидностей; большая часть этих кукол производится в массовом порядке в Тайване, но можно отыскать и образцы, созданные местными мастерами вручную. Зачастую к кукле прилагается пакетик булавок и инструкции по применению. Покупают их, как правило, туристы, причем не в ритуальных целях, а просто на память о Новом Орлеане — Городе Вуду.
Как же так вышло, что добрые талисманы и симпатичные сувениры превратились в массовом сознании в злобных миньонов сатаны? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется ненадолго погрузиться в социально-политическую историю африканской диаспоры в Америке.

История вуду

Кое-кто не без оснований утверждает, что вуду — это самая древняя религия человечества, возникшая около 7000 лет назад. Само слово voodoo означает «дух» или «тайна». Последователи вуду признают единого бога (фр. Bon Dieu — «Добрый Бог»), которому подчинено великое множество могущественных духов — лоа. Эти духи отвечают за всевозможные повседневные дела и области жизни: семью, любовь, деньги, счастье, богатство и отмщение врагам. У лоа есть нечто общее с католическими святыми и ангелами: им не молятся, но просят их заступаться за людей перед богом и передавать ему мольбы о помощи.
В период колонизации африканские рабы привезли с собой вуду в Бразилию и на Гаити, на Кубу и в Луизиану. Там эти верования смешались с духовными и целительскими практиками местного, коренного населения, а также с элементами европейской народной магии и католицизма. Сложившиеся в результате религиозные традиции называют «религиями африканского происхождения». Самые известные из них — сантерия, распространенная на Кубе и во многих штатах США, гаитянское вуду и так называемое креольское вуду, сосредоточенное в Новом Орлеане (Луизина).
История развития креольского вуду в Луизиане полна противоречий. По одной из версий, африканские рабы прибывали в Новый Орлеан с Гаити, но, по свидетельству многих местных историков, рабов доставляли в Луизиану напрямую, чтобы избежать пиратов, свирепствовавших в карибских водах. Рабы в большинстве своем были выходцами из различных племен, обитавших в Западной Африке и, в частности, на территории Дагомеи, которой принадлежали земли, позднее вошедшие в состав государств Того, Бенин и Нигерия. Как уже было сказано, африканцы и в плену сохраняли прежние религиозные верования. Несмотря на то, что у каждого племени были свои обычаи, некоторые общие черты роднили их между собой. Все африканцы чтили предков; все использовали в религиозных ритуалах пение, танец и барабанный бой; все пользовались резными деревянными фигурками в магических целях; и все практиковали ритуальную одержимость духами. Многим африканским рабам эти духовные традиции и практики служили важнейшей психологической опорой в борьбе с немыслимыми страданиями на чужбине.
В 1782 году губернатор Луизианы запретил ввоз чернокожих рабов из Вест-Индии. Он полагал, что обряды вуду представляют угрозу для белого населения штата (которое уже стало уступать по численности рабам) и разжигают бунтовские настроения.
Вуду и впрямь служило одним из главных рычагов сопротивления гнету рабовладельцев. Боги-воители этой религии поддерживали повстанцев и, в конечном счете, помогли им сбросить рабское иго. Предания гласят, что революция на Гаити состоялась во многом благодаря помощи особых духов вуду — джабов. Согласно легенде, гаитянское восстание 1791 года началось с религиозной церемонии в местечке Буа-Кайман, которую проводил жрец вуду по имени Датти Букман. В ходе этого обряда дух Эзили Дантор пришел к верующим и принял черную свинью, которую принесли ему в жертву, после чего всех участников церемонии охватила жажда борьбы за свободу. Гаитянские рабы призывали джабов, чтобы те сражались с ними бок о бок. Считалось, что эти духи защищают от пуль и что именно они наслали желтую лихорадку, которая выкосила большую часть войска генерала Леклерка. В 1804 году рабы на Гаити освободились от гнета французских колонизаторов, и так была основана первая и единственная в Западном полушарии республика чернокожих.
В колониальную эпоху традицию вуду активно подавляли и демонизировали как религию дикарей. Жрецов и последователей этой религии убивали; их святилища и ритуальные предметы уничтожали, не без оснований усматривая в них угрозу безраздельному господству христианства. Рабов, прибывавших на Гаити и в Америку, насильно крестили и обращали в католичество. В результате вуду уходило в подполье: последователям этой религии приходилось скрываться, чтобы служить своим богам и воздавать почести своим предкам. Но, по иронии судьбы, само католичество спасало вуду от гибели, предоставив ему великолепную маскировку: многие католические святые, как оказалось, прекрасно совместимы с духами африканского пантеона.  Африканские рабы продолжали поклоняться своим богам под видом этих святых, и новая, синкретическая традиция вуду благополучно уцелела.
Итак, за четыреста лет существования в диаспоре религия вуду не погибла: она остается центром духовной жизни для миллионов жителей Гаити, Западной Африки и, в меньшей степени, Соединенных Штатов. На африканских базарах талисманы вуду («фетиши») продаются бок о бок с самыми обычными товарами повседневного спроса. Здесь можно приобрести не только статуэтки, олицетворяющие духов вуду, но и сушеные головы и другие части животных, которые считаются лечебными или наделяются особой духовной силой. На Гаити около 70% из 8,8 млн. человек населения в той или иной мере практикуют вуду, причем многие из них считают себя католиками или последователями других религий. В апреле 2003 года правительство Гаити официально признало вуду одной из государственных религий. В Новом Орлеане до прихода урагана «Катрина» вуду в той или иной форме практиковали 15% населения.
Креольское вуду
В 1809 году Наполеон вторгся в Испанию, и тысячи испанских беженцев устремились на Кубу. Приблизительно в это же время около 10 тысяч беженцев с Гаити и Кубы принесли в Новый Орлеан собственные традиции вуду, которые быстро смешались с местными. Так зародилось креольское вуду.
В первые годы его формирования получили известность несколько выдающихся «докторов» и «королев» вуду: Док Я-Я, мадам Титит, Байю Джон, Дон Педро, Саните Деде и Мария Салоппе. Но самой знаменитой и влиятельной из них стала Мари Лаво.
Портрет Мари Лаво (Франк Шнайдер, «Мари Лаво», 20-е гг. XX в., масло, холст. Государственный музей Луизианы, Батон-Руж).
Согласно исследовательнице Луизе Тейш (1985), Мари Лаво сделала для сохранения вуду в Новом Орлеане три важных вещи. Во-первых, именно она объединила культ вудуистских богов с поклонением католическим святым. Например, Легба стал отождествляться со святым Петром, Белый Дани — со святым Михаилом, а Шанго — со святым Иоанном. Во-вторых, она привела к единому стандарту ритуалы и магические орудия вуду. Луиза Тейш пишет:
 Ночь с пятницы на субботу стала алтарной ночью. Канун дня святого Иоанна (летнего солнцестояния) — ежегодным праздником. При всяком удобном случае людям раздавали свечи, куклы, магические мешочки и шары[1].
В-третьих, Мари Лаво превратила креольское вуду в законный бизнес. Теперь люди могли за приобрести за деньги любые услуги, куклы или гри-гри. Более того, за талисманы ее собственного изготовления клиенты с радостью платили любую запрошенную цену — от десяти до нескольких тысяч долларов. И, наконец, следует добавить, что Мари Лаво возродила культ Радужного Змея (Дамбалла Ведо), которого в Новом Орлеане стали называть Великим Зомби.
Когда Мари перевалило за семьдесят, она передала титул королевы вуду своей дочери, Мари Лаво Второй, которая успешно продолжила дело матери. Обе они были похоронены в семейном склепе на Сент-Луисском кладбище №1, где покоятся также родители Мари Лаво.
Креольское вуду так и не стало единообразной и организованной религией. Многие королевы и короли действовали независимо, опираясь на собственные группы последователей. Однако все эти направления согласовались между собой по ряду общих признаков, типичных для креольского вуду: все вудуисты Нового Орлеана поклонялись трикстеру Papa La Bas (Папе Легбе), придавали большое значение гаданиям и травничеству, почитали старейшин и предков и совершали погребальные обряды по одному образцу (Тейш, 1985), а также принимали некоторые элементы католицизма и работали с гри-гри и куклами вуду.

Куклы вуду

Среди луизианских рабов в XVIII—XIX вв. была повсеместно распространена симпатическая магия, для которой использовались куклы. Симпатическая магия — это разновидность магии, основанная на принципе «подобное притягивает подобное». На нескольких плантациях Луизианы были найдены архаические куклы, обмотанные кошачьими кишками или шерстью и проткнутые булавками или рыбьими костями. Некоторые такие фигурки разительно схожи с африканскими бокио, способными вызвать у неподготовленного человека эстетический шок. Бокио — это магические предметы, которые изготавливали, главным образом, на юге Западной Африки (в Бенине и Того): статуэтки, служащие основой для художественных композиций из самых разнообразных материалов. Чтобы пробудить силу бокио и призвать связанного с ней духа, в фигурку вбивали гвозди, обматывали ее веревкой или лоскутами, прикрепляли к ней всевозможные личные предметы и так далее. По свидетельству Моро де Сен-Мери (1797), африканцы «верили в магию и в то, что сила их фетишей последовала за ними через моря <…> Грубые маленькие статуэтки из дерева или камня, изображающие людей или животных, обладают для них сверхъестественной силой, и они называют их garde corps (“телохранители”). С помощью этих предметов некоторые негры забирают над другими полную власть»[2].
Бокио были не просто жутковатыми магическими фигурками:  они выполняли психотерапевтическую функцию. По традиции, такие статуэтки мастерили с определенной целью: считалось, что они помогают людям влиять на события, добиваясь тех или иных результатов. Например, бокио могли предназначаться для защиты от болезней, для безопасности в дороге, для удачи в денежных предприятиях, для повышения плодовитости и так далее. Нетрудно себе представить, с какими целями такие фигурки могли изготавливать и использовать рабы: для защиты от жестокого обращения, для обеспечения безопасности семьи, для мести за страдания, причиненные злыми хозяевами, и для освобождения от рабских уз. Очевидно, что бокио способствовали психологическому катарсису и служили эффективной поддержкой для тех, кто верил в их могущество.
Как и в случае с современными куклами вуду, уже сам процесс создания бокио представлял собой магическое действо, для которого иногда требовалось несколько человек. Например, резчик по дереву или камню мастерил заготовку, жрец насыщал статуэтку силой, прикрепляя к ней различные предметы, а заказчик проводил особый ритуал, чтобы привести эту силу в действие[3]. Впрочем, иногда все эти три этапа проводил один человек, и в этом случае магия, вероятно, оказывалась еще более действенной.
На Гаити появились магические фигурки другого рода — тряпичные куклы, пришедшие на смену слишком уж устрашающим бокио. Чтобы пробудить в такой кукле силу, ее приносили на кладбище и там прибивали к дереву, заколачивая гвоздь старым башмаком. К кукле прикрепляли записку, которую ей предстояло перенести в мир духов.
Собирая материалы для этой книги, я натолкнулся на одно исследование, посвященное куклам вуду, а точнее — их древним аналогам[4]. Оказалось, что археологи обнаружили пятнадцать архаических фигурок такого рода в Греции, девять — на Сицилии и в других областях Италии, четыре — в Северной Африке, семь — в Египте, три — на Ближнем Востоке и еще одну — в Причерноморье[5]. Древнегреческие «куклы вуду» — так называемые колоссы (kolossoi) — соседствовали с дефиксионами (табличками, на которых записывались проклятия). Их находили в могилах, святилищах, на дне водоемов, на берегу реки и в сточных трубах, а одна кукла обнаружилась в доме эллинистической эпохи на острове Делос[6].
Среди древних «кукол вуду» попадается на удивление много свинцовых и бронзовых. Но сохранились свидетельства, что в Древнем Египте позднего периода подобные фигурки лепили из воска, а в IV в. до н.э. использовали воск в сочетании со свинцом. Кроме того, встречаются глиняные и терракотовые куклы, а также слепленные из грязи — как предполагают, набранной из могил. Многие из этих кукол нашпигованы гвоздями, точь-в-точь как бокио африканского происхождения. Для сравнения: в Новом Орлеане куклы делали из грязи, глины, воска, ткани, деревянных палочек и испанского моха, в который, собственно, и втыкали булавки или рыбьи кости, чтобы пробудить силу гри-гри.
Вышеупомянутое исследование, посвященное древнегреческим и древнеримским магическим куклам, наглядно показывает, что африканские рабы в Новом Свете были далеко не первыми и не единственными, кто использовал куклы, чтобы насылать проклятия на власть имущих. Когда на одном кладбище обнаружили гробики с куклами вуду, на ногах у которых были написаны имена городских чиновников, эту находку описывали как «неописуемое преступление», что свидетельствует о глубоком страхе перед подобными магическими операциями[7]
В Древнем Риме и Греции куклы использовались не только для проклятий. Например:
У Гелиодора («Эфиопика», 6.14) описывается кукла, слепленная из теста, которую использовали в некромантическом ритуале. Канидия в «Сатирах» Горация (1.8.30) использует в эротическом обряде две куклы — шерстяную и восковую. Одно из обвинений, предъявленных Апулею, заключалось в том, что он поклонялся кукле в виде скелета, которую хранил в драгоценном ларце и величал «царём» («Апология», 61.2)[8].
Из этого краткого экскурса в историю можно сделать вывод о некоторых универсальных особенностях человечества, не ограниченных ни временными, ни культурными, ни этническими рамками. Способы использования кукол в магии везде одинаковы, хотя основные цели могут различаться в зависимости от культуры. Древнегреческий колдун, связывавший и протыкавший гвоздями «колосса», действовал точно так же, как и африканский колдун, связывавший и протыкавший гвоздями бокио. Культуры, к которым они принадлежали, разделены тысячелетиями и тысячами миль; и хотя древние греки поддерживали торговые связи с народами Африки, мы не вправе утверждать, что одна из этих двух культур заимствовала магию кукол у другой. Зато современная магия кукол вуду, бесспорно, вобрала в себя множество разнородных влияний.
В Луизиане традиция изготовления кукол вуду развивалась под гнетом рабовладельцев. Куклы служили своего рода защитным механизмом, который позволял рабам символически избыть свою ненависть, унижение и страдание, не вступая в открытую конфронтацию с хозяином (что, разумеется, было бы смертельно опасно). И не случайно на более позднем этапе магические куклы заняли важнейшее место в стандартизированной Мари Лаво системе ритуалов и орудий креольского вуду.
Для колонизаторов куклы вуду были воплощением зла постольку, поскольку с помощью этих магических изображений один человек мог направлять на другого негативную энергию. Кукол и впрямь иногда использовали именно с этой целью, но можно ли винить за это рабов? В действительности стереотипное представление о кукле вуду как орудии зла — это прямое следствие рабовладения, прямое следствие того, что белые колонисты пытались лишить африканцев человеческого достоинства и демонизировать их традиционные религии. Криминализация, которой подвергалось вуду в былые времена, и демонизация, которой оно подвергается по-прежнему, — это не что иное, как пища для тени, затаившейся в нашем коллективном бессознательном и побуждающей проецировать наши собственные грехи на самую сущность африканской диаспоры.

Глава 2

Куклы и ритуальные изваяния: обзор

Куклы, фетиши и ритуальные изваяния известны с древнейших времен. Еще в эпоху раннего палеолита люди мастерили из глины, камня, кожи, воска, кореньев и древесины человекоподобные фигурки — сосуды для силы или самой сущности тех или иных духов.
Археологические данные свидетельствуют, что самыми древними игрушками в истории человечества были именно куклы. В египетских захоронениях находят куклы, изготовленные за две тысячи лет до нашей эры. Не только в Египте, но и в Древней Греции и Риме куклы нередко клали в могилы детей. Обычно это были деревянные фигурки, но более зажиточные семьи могли себе позволить и куклы из керамики. Первые куклы с подвижными руками и ногами и съемной одеждой появились примерно за двести лет до н.э.
В древние времена кукла могла служить олицетворением божества или духа и играть центральную роль в религиозных церемониях. Например, в ходе некоторых ритуалов сжигали чучело, символизирующее нежелательного человека или духа. В традиционных языческих культурах Европы в обрядах сбора урожая важное место занимали соломенные куклы. У индейцев качина раскрашенные куклы, старательно вырезанные из корней тополя, олицетворяли различных мифологических персонажей. Для африканских рабов, как мы уже знаем, куклы были духовными орудиями, дарующими силу и защиту. Во многих древних культурах куклы использовали в обрядах плодородия. И в наши дни куклы вуду по-прежнему находят применение в магических и религиозных ритуалах.
Изготавливать на продажу куклы, изображающие чернокожих, начали в Германии в 20-е годы XIX века. Они делались из папье-маше и предназначались для белых детей, а потому были одеты в костюмы слуг. В числе таких кукол, выпускавшихся вплоть до 60-х годов XX века, были Тетушка Джемайма и Маленький Черный Самбо[9],  а также всевозможные чернокожие нянюшки и мамушки, негритята и дворецкие. Эти куклы наглядно свидетельствуют о том чувстве превосходства, которое белые питали по отношению к афроамериканцам, и об уверенности в том, что последние смиренно принимали свой приниженный социальный статус. Подобные расистские куклы прочно вошли в массовую культуру и оказывали глубокое влияние на умы детей и взрослых.
Новоорлеанская кукла «Черная мамушка»
В США промышленное производство кукол началось в 60-е годы XIX века, после Гражданской войны. В XX веке некоторые куклы, изображающие людей, животных, мифических существ и абстрактные предметы, стали считаться произведениями искусства. Высокохудожественные куклы обосновались в галереях и музеях наряду с картинами и фотографиями современных художников.
Куклы вуду в привычном нам виде происходят не из какого-либо одного конкретного источника: они возникли в результате смешения различных культурных течений. В следующих разделах мы поговорим о некоторых канонических, архетипических куклах, оставивших яркий след в истории и оказавших то или иное влияние на современные куклы вуду.

Венера Виллендорфская

Из древнейших человекоподобных изваяний более всего известна, пожалуй, Венера Виллендорфская (см. илл. 3), ставшая символом всего доисторического искусства. Это статуэтка в виде женской фигуры, созданная, как полагают, за двадцать четыре — двадцать два тысячелетия до нашей эры. В 1908 году археолог Йозеф Сомбати обнаружил ее в одном из захоронений эпохи палеолита близ Виллендорфа — местечка неподалеку от города Кремс в Нижней Австрии. Статуэтка высотой 11 см вырезана из оолитового известняка, в данной местности не встречающегося, и окрашена красной охрой. Поскольку ноги у Венеры Виллендорфской отсутствуют и стоять без опоры она не может, иногда предполагают, что она предназначалась для ношения в руке. Гипертрофированные половые органы, грудь и живот этой фигурки многие интерпретируют как указания на связь с идеей плодородия.
Илл. 3. Венера Виллендорфская
Венера Виллендорфская имеет прямое отношение к теме нашей книги, поскольку некоторые современные куклы вуду схожи с ней по строению. Так, например, у этой палеолитической Венеры не проработаны черты лица. Это важная особенность, поскольку лицо считается определяющим показателем личности. Почему же у Венеры Виллендорфской нет лица? Если эта статуэтка и впрямь задумывалась как олицетворение плодородия, то главным в ней было не лицо, а те части тела, которые связаны с зачатием, вынашиванием и кормлением ребенка.
Схожим образом, у некоторых кукол вуду черты лица не проработаны вовсе или представлены очень обобщенно. Благодаря этому человек, работающий с куклой, полностью сосредоточивается на ее предназначении, уже не отвлекаясь на мысли о том, на кого она может быть похожа. Кроме того, «пустое» лицо позволяет персонализировать куклу, вклеив фотографию или другое изображение человека, которого она должна олицетворять.
Еще одна важная особенность палеолитической Венеры — отсутствие ног (см. илл. 4). Согласно одной из гипотез, за этим стояла вера в то, что безногая фигурка не сможет уйти оттуда, куда ее поставят. Но даже если бы у нее имелись ноги, остается сомнительным, что она была задумана как стоячая статуэтка: слишком уж невелика она по размеру и слишком удобно ложится в руку.
У кукол вуду, изготовленных по новоорлеанской традиции, тоже нет ног — равно как и у некоторых кукол вуду, предназначавшихся для проклятий, хотя причины безногости в этих двух случаях различны. Новоорлеанские куклы слишком примитивны по устройству: их изготавливают из двух скрещенных палочек, обмотанных испанским мхом. Такая конструкция попросту не предусматривает ног. Что касается кукол вуду, предназначенных для проклятия, то их нередко делают безногими или лишают ног в ходе магической работы, чтобы символически обездвижить жертву.
И, наконец, у Венеры Виллендорфской необыкновенно тщательно для своего времени проработаны волосы. Они уложены в завитки, окружающие голову семью концентрическими кольцами (центральное кольцо выполнено в форме розетки). Еще два ряда завитков, похожих на косы, спускаются на затылок. О значении этих элементов в контексте палеолитической культуры почти ничего не известно, однако в более поздних традициях (и, в частности, в новоорлеанском вуду) число семь считалось священным, а волосы понимались как источник силы и вместилище души.
Илл. 4. Образцы безногих кукол вуду и Венера Виллендорфская. Куклы на первых двух фотографиях, считая слева, предназначались для проклятий и были лишены ног преднамеренно; на третьей фотографии представлена палеолитическая Венера, а на четвертой — нижняя часть новоорлеанской куклы вуду

Хлебные куклы

В традиционной европейской языческой культуре обряды сбора урожая включали в себя изготовление хлебной куклы из колосьев или соломы. Куклу делали из последних сжатых колосков, а весной, в первый день сева, запахивали обратно в землю. Считалось, что в колосьях живет дух зерна, а когда урожай снимают, этот дух остается бездомным. Поэтому и делали хлебную куклу, в которой дух зерна может переждать зиму (см. илл. 5).
Обряды сбора урожая, связанные с Матерью Хлеба и Хлебной Девой, описывает Джеймс Джордж Фрэзер (1922):
В окрестностях города Данцига крестьянин, срезав последние колосья, делает из них куклу, которую называет Матерью Хлеба или Старухой и привозит в родное селение на последней телеге. В некоторых областях земли Шлезвиг-Гольштейн последний сноп обряжают в женское платье и называют Матерью Хлеба. Его привозят домой на последнем возу и вымачивают в воде, что, несомненно, представляет собой дождевые чары. В районе Брука, в Штирип, из последнего снопа — его называют Матерью Хлеба — фигурку женщины делает пожилая замужняя женщина в возрасте от пятидесяти до пятидесяти пяти лет. От снопа отрывают самые красивые колосья и сплетают из них вперемежку с цветами венок, который самая красивая девушка в селении песет местному фермеру или помещику. Саму Мать Хлеба кладут в амбар для того, чтобы она отгоняла мышей. В других деревнях того же района два парня в конце жатвы уносят с поля Мать Хлеба (то есть последний сноп) на острие шеста. Они шествуют за девушкой, увенчанной венком, к помещичьему лому. Помещик принимает венок и вешает его у себя в зале, а Мать Хлеба кладут на кучу поленьев, так что во время ужина и танцев, посвященных окончанию жатвы, она оказывается в центре внимания[10].
В Великобритании хлебных кукол обычно делали из пшеницы, ржи, ячменя и овса, в Ирландии — из тростника, а в Южной Франции — из пальмовых листьев. В Новом Орлеане кукол вуду старого образца мастерили из соломы. Утверждают, что еще древние римляне изготавливали изображения богини Цереры из целого снопа пшеницы. Церера почиталась как богиня растений (в особенности злаков) и материнской любви. В наши дни ее культ возродили последователи неоязыческой традиции Religio Romana.
Илл. 5. Ирландская хлебная кукла

Плетеный человек

Так называемый плетеный человек — это клетка из ивовых прутьев в форме человека (см. илл. 6). Утверждают, будто бы древние друиды — кельтские языческие жрецы — сажали в такую клетку человека, предназначенного в жертву, и сжигали ее на костре. В наши дни плетеный человек фигурирует в праздничных церемониях некоторых неоязыческих традиций, но, разумеется, никаких человеческих жертв при этом не приносят.
Илл. 6. Плетеный человек: гравюра XVIII века
Сожжение плетеного человека — элемент праздничных обрядов, принятых в кельтском неоязычестве, неодруидизме и Викке: эти направления неоязычества так или иначе восходят к религии древних кельтов, черпая в ней вдохновение или предпринимая попытки ее реконструкции. В некоторых случаях неоязычники не сжигают плетеного человека, а хранят как защитный фетиш. Нередко он отождествляется с Зеленым человеком.
По размерам плетеный человек может варьироваться от среднего человеческого роста до гигантской конструкции. Обычно его сжигают под конец празднества. Современный плетеный человек состоит из деревянного каркаса, обвитого гибкими прутьями какого-либо дерева, чаще всего ивы. Сооружение большого плетеного человека может занимать несколько дней.

Куклы-качина

Куклы-качина — это стилизованные изображения качина, то есть духов из мифологии индейцев хопи (см. илл. 7). Такие куклы вырезают из корня американского тополя и раскрашивают. Первоначально они использовались как наглядное пособие для детей, обучавшихся основам религии, но затем превратились в популярный предмет национального искусства. В этих куклах стараются отобразить различные черты могущественных земли, востока, запада, юга, севера, неба и воды. Но сами по себе куклы-качина не считаются ни культовыми объектами, ни даже непосредственными изображениями священных сущностей. Они изображают танцоров-качина — мужчин, которые надевают маски духов и служат их представителями в ходе различных церемоний.
У индейцев хопи и зуна кукол-качина дарят женщинам и детям, а те хранят их дома как фетиши. Девочки хопи с первого года жизни и до десяти лет получают по две таких куклы ежегодно: одну — во время Танца Бобов, другую — во время Танца Дома. Куклы дарят только женщинам, потому что считается, что женщина не способна войти в такой тесный контакт со сверхъестественным, как мужчина. Поэтому мужчины-танцоры, изображающие различных духов-качина, вырезают из дерева собственные портреты в этих ролях и вручают их девочкам[11].
Качина — это духи предков, служащие посредниками между людьми и богами. Характер каждого качина отображается в особой форме его маски, в особом сочетании цветов и в выборе украшений — перьев, лент и лоскутов. В ритуале каждый танцор-качина тоже ведет себя особым образом, выражая характер «своего» духа в определенных танцевальных шагах, жестах и восклицаниях.
Илл. 7. Куклы-качина из личной коллекции автора

Африканские куклы ндебеле

Многие утверждают, что на самом деле куклы играют в религии вуду не такую уж важную роль, но это — большое заблуждение. В Африке — на родине современного американского вуду — куклы-фетиши и другие предметы силы занимают важнейшее место в религии и культуре вуду. Уже при изготовлении в них вкладывается глубокий ритуальный и религиозный смысл.
Например, согласно обычаю, мужчина из южноафриканского племени ндебеле должен оставить особую куклу (см. илл. 8) у дома женщины, к которой он намерен посвататься. В ходе приготовлений к свадьбе женщина дает этой кукле имя и заботится а ней, а позднее называет тем же именем своего первого ребенка. Кроме того, в Африке куклы используются как талисманы, обеспечивающие женщинам плодовитость и помогающие юношам пройти инициацию, как наглядные пособия при обучении, как игрушки, как посредники в общении с миром сверхъестественного и как объекты ритуальных манипуляций в магических обрядах.
Илл. 8. Африканская кукла ндебеле
Нкиси
Слово «нкиси» буквально переводится как «священный талисман». Это общий термин для обозначения разнообразных священных предметов, которые используются в ритуальных целях в бассейне реки Конго в Центральной Африке и, согласно местным поверьям, заключают в себе силы духов или самих духов. Все минкиси (множественное число от «нкиси») — это, по сути своей, сосуды: керамические горшки, тыквы-горлянки, рога животных, раковины, тряпичные узелки, куклы и любые другие предметы, в которые можно вложить ингредиенты, насыщенные силой духов. Нередко минкиси называют «переносными могилами», потому что основным ингредиентом для них может служить какой-либо личный предмет, принадлежавший покойному, который при жизни обладал большим могуществом. К категории нкиси подчас относят даже могилы в прямом смысле слова, потому что в могилах обитают духи умерших.
Минкиси могут изготавливать как для защиты и благополучия целой общины, так и для личного пользования. Например, человек может сделать нкиси, чтобы с его помощью защитить себя и свою семью или добиться успеха и богатства. Одно из самых популярных предназначений минкиси — обеспечение плодовитости у женщин и предотвращение выкидышей.

Бокио

По всей Африке, от Гвинейского залива до Конго, встречаются резные деревянные фигурки, известные под названием «бокио». Особой популярностью эти человекоподобные статуэтки пользовались в XIX веке. Жрецы и гадатели утверждали, что бокио исцеляют от болезней и даруют богатство. Как и современные куклы вуду, бокио изготавливали для личных нужд заказчика — например, чтобы помочь ему добиться любви или защитить свой дом и семью. Чтобы пробудить статуэтку-бокио и привести ее в действие, владелец должен прикрепить к ней какие-либо личные предметы. Нередко бокио обвязывают веревками или протыкают гвоздями. Магические фигурки такого рода были в ходу еще до эпохи работорговли и использовались, среди прочего, для отвращения всевозможных опасностей.

Фетиши

Илл. 9. Аутентичный африканский фетиш из личной коллекции автора. Изготовлен в Конго из цельного куска местного дерева. Одежда изготовлена из соломы и нашита на статуэтку. Фетиши такого типа наделялись магическими силами. Они использовались в различных церемониях (чаще всего — в мужских обрядах инициации) для отвращения злых духов и женщин, которым не полагалось присутствовать при ритуале. Взрослые мужчины, участвовавшие в церемонии, носили похожие соломенные одежды и маски.
Теоретически, элементы фетишизма присущи всем религиям, но сам этот термин вошел в религиоведение благодаря исследователям, изучавшим традиционные западноафриканские верования и восходящую к ним религию вуду. Слово «фетиш» происходит от португальского feitiço. Фетиш определяется как некий предмет — талисман или амулет, — которому приписываются сверхъестественные силы (см. илл. 9). Португальцы называли фетишами культовые объекты коренных африканцев. Предметы  такого рода могли использоваться в симпатической магии, являться во снах, ассоциироваться с удачей или, согласно Лэнгу, «производить впечатление живых существ, самопроизвольно приходя в движение (как, например, дерево, начинающее раскачиваться без видимой причины)»[12].
Важное место фетиши занимают и в религии и культуре американских индейцев. Здесь широко распространены резные каменные статуэтки животных, наделяемых сакральными свойствами. Например, медведь может символизировать шамана, буйвол — добытчика, горный лев — воина, а волк — следопыта.

Куклы в европейской народной магии

В европейской народной магии и колдовстве куклы использовались как символические заместители человека, на которого направлялось магическое воздействие. Такие куклы могли вязать из колосьев или соломы, вырезать из бумаги, корневищ, ветвей, фруктов или картофеля, отливать из воска, лепить из глины или шить из ткани и набивать травами. Считалось, что любые действия, произведенные с куклой, будут перенесены на человека, которого она представляет, по принципу симпатической магии. Чтобы наслать на человека проклятие, куклу протыкали иголками, булавками или осколками стекла, связывали веревкой, обмакивали в горячий воск или подвешивали за шею.
Нередко куклы использовались и для исцеления от болезней и укрепления здоровья, для обретения любви, счастья и удачи, для защиты, для предотвращения опасностей и во многих других магических целях.
Илл. 10. Ведьма с колдовской куклой

Греческие колоссы

В Древней Греции куклы под названием «колоссы» обычно использовались как обереги. Они отвращали от владельца враждебные влияния или сосредоточивали в себе благотворные силы, помогали избавиться от недругов, защитить дом и семью. Традиция изготовления и применения таких ритуальных кукол восходит по меньшей мере к IV веку до н.э.


1. Teish, Luisah. Jambalaya: The Natural Woman's Book of Personal Charms and Practical Rituals. Harper One, 1985, p. 179.

2. Цит. по: Herskovits, Melville J. Economic Transition in Africa. London, Routledge & Kegan Paul, 1964, p. 221.

3.   Bleier, S. P. African Vodun: Art, Psychology , and Power. Chicago and London: The University of  Chicago Press, 1995.

4. Faraone, C. A. Talismans, Voodoo dolls in ancient Greece. Stanford, 1988.

5.  Ankarloo, B., Flint, V. I. J., Clark, S., Cryer, F. H., Thomsen, M. Witchcraft and Magic in Europe: Ancient Greece and Rome. University of Pennsylvania Press, 1999.

6. Ibid.

7. Ankarloo et al., 1999.

8. Ibid.

9. Тетушка Джемайма — персонаж популярной песни «Старая тетушка Джемайма» (1875), которую исполнял афроамериканский комедиант и эстрадный певец Билли Керсандс. Маленький Черный Самбо — персонаж одноименной детской книги (1899) Хелен Баннерман, маленький индиец, изображавшийся на иллюстрациях как негритенок. — Примеч. перев.

10. Дж.Дж. Фрэзер, «Золотая ветвь», глава 45, пер. М. Рыклина

11. Wright, B. Kachinas. Flagstaff, Az. Northland Press, 1977

12. Lang, A. Fetishism and Spiritualism. // The Making of Religion. Longmans

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Copyright © 2009 АФРИКА ЛЮБОВЬ МОЯ All rights reserved. Powered by Blogger
Blogger Template by Anshul